Творчество Ф.М. Достоевского – своего рода «магнитное поле», образованное современными трактовками, накоплениями многочисленных откликов - критических и научных работ, новейших фундаментальных исследований, комментариев, интерпретаций. Достаточно сложными в этой связи оказываются и процесс изучения филологических трудов, и их систематизация, и определения путей изучения творчества Достоевского в контексте современных литературоведческих концепций.

Задача представленного курса – помочь увидеть в научной концепции персонализированную точку зрения, которая, будучи воспринята как целое, может быть проверена в контексте чтения и анализа художественного произведения и подтверждена в процессе восприятия произведения читателем.

В методическом отношении для нас чрезвычайно важна идея М.М. Бахтина: «Текст-печатный, написанный или устный-записанный – не равняется всему произведению в его целом (или «эстетическому объекту»). В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по этапам восприятия, что создает новое звучание произведения)» (Бахтин М.М. Рабочие записи 60-х-начала 70-х годов//Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7т.М.,2002.Т.6.С.429.)

При составлении данного  курса мы опирались на опыт и авторитетные мнения ученых – филологов, монографические источники, содержание новых учебников и новых программ университетских коллективов России, а также дискуссионные публикации по проблемам преподавания творчества Ф.М. Достоевского в школе и вузе.

Предлагаемое построение и последовательность, основанные на потребности воспитать у студента-филолога личностное отношение к профессии, открытость в сторону диалога, равноправия мнений и оценок, свободы интерпретаций и выбора пристрастий, исключает нигилистическое отношение к опыту прочтений текстов Достоевского советского периода.   Мы опираемся на главное достижение эпохи,  утверждающее,  что «филология – это высшая форма гуманитарного образования, форма, соединительная для всех гуманитарных наук» (Д.С. Лихачев).