Дисциплины кафедры литературы

Дисциплина "История русской литературы 2-й половины 19 века" предназначена для студентов 3 курса филологического факультета. (Автор и преподаватель - к. фил. н., доцент Кукуева Асият Абдуллаевна).

Дисциплина "История русской литературы ХХ в." предназначена для студентов 4 курса филологического факультета, обучающихся по профилям "Русский язык"  и "Литература". (Автор и преподаватель - к. фил. н., доцент Чамсединова Г.Ш.)

Термин "фольклор" в переводе с англ. Роlкlоге означает "народная мудрость", который в научный оборот впервые ввел английский ученый и археолог Вильям Томс в 1846 году. Поначалу этот термин обозначал художественную деятельность народных масс, и устное народное творчество, возникшее еще в дописьменный период. И понимался широко как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств.

По мнению Л.Н. Толстого, суть фольклора заключается в следующем: "Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях должны воспитываться дети. Изучение фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе."

В фольклоре воплощались воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникало в процессе формирования человеческой речи.

Расцвет русской литературы XIX века был подготовлен веком XVIII «столетьем безумным и мудрым», по выражению А. Н. Радищева. За семь десятилетий русская литература стремительно прошла путь от «гишторий» до блестящих стихов Державина и «чувствительных» повестей Карамзина.

Известный учёный-филолог Д. Д. Благой писал: «Литература XVIII века… является подготовительным периодом к созданию нашей великой, уже не классицистической, а … классической литературы. Литература XVIII века явилась огромной лабораторией, в которой вырабатывались формы … последнего литературного развития. Без знания… литературы XVIII века нет пути к правильному пониманию всего значения литературной деятельности Пушкина, а значит, нет пути к пониманию вообще всей нашей последующей литературы».

Гротеск как эстетическая категория давно и активно осмысливается в зарубежной и отечественной науке, однако и в настоящее время вопросы о его природе, структуре, эстетических вариациях, способах воплощения в художественном тексте остаются актуальными. Во многом это обусловлено тем, что гротеск – один из сложнейших «способов воплощения познаваемой сущности», а обращение к нему определяется целым комплексом причин: спецификой творческого сознания, общей литературной тенденцией, особенностями культурного, исторического и общественного развития и т.д.

Известный эстетик XIX века Джон Рескин видел в гротеске форму сопротивления социальному порядку: по его мнению, все формы гротеска непосредственно связаны с игрой и тем самым воплощают волю к свободе от каких бы то ни было социальных, эстетических или логических ограничений. Гротеск в философском смысле выражает болезненное ощущение пределов познания, мучительно суженной перспективы, отсутствия трансценденции. Чувство предела находит воплощение в мотивах смерти, насилия, а также неадекватности знака, слова, языка, человеческого сознания в целом по отношению к страшному и таинственному миру вокруг.

Творчество Ф.М. Достоевского – своего рода «магнитное поле», образованное современными трактовками, накоплениями многочисленных откликов - критических и научных работ, новейших фундаментальных исследований, комментариев, интерпретаций. Достаточно сложными в этой связи оказываются и процесс изучения филологических трудов, и их систематизация, и определения путей изучения творчества Достоевского в контексте современных литературоведческих концепций.

Задача представленного курса – помочь увидеть в научной концепции персонализированную точку зрения, которая, будучи воспринята как целое, может быть проверена в контексте чтения и анализа художественного произведения и подтверждена в процессе восприятия произведения читателем.

В методическом отношении для нас чрезвычайно важна идея М.М. Бахтина: «Текст-печатный, написанный или устный-записанный – не равняется всему произведению в его целом (или «эстетическому объекту»). В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по этапам восприятия, что создает новое звучание произведения)» (Бахтин М.М. Рабочие записи 60-х-начала 70-х годов//Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7т.М.,2002.Т.6.С.429.)

При составлении данного  курса мы опирались на опыт и авторитетные мнения ученых – филологов, монографические источники, содержание новых учебников и новых программ университетских коллективов России, а также дискуссионные публикации по проблемам преподавания творчества Ф.М. Достоевского в школе и вузе.

Предлагаемое построение и последовательность, основанные на потребности воспитать у студента-филолога личностное отношение к профессии, открытость в сторону диалога, равноправия мнений и оценок, свободы интерпретаций и выбора пристрастий, исключает нигилистическое отношение к опыту прочтений текстов Достоевского советского периода.   Мы опираемся на главное достижение эпохи,  утверждающее,  что «филология – это высшая форма гуманитарного образования, форма, соединительная для всех гуманитарных наук» (Д.С. Лихачев).